АвтоПорт статьи

Где пройти ТО

Возможно ли пройти ТО не у дилера без лишения гарантии? При покупке автомобиля дилеры предлагают нам подписывать договора, содержание которых, зачастую, противоречит законодательству нашей страны. Это касается и прохождения ТО не у дилера, но в сертифицированном сервисе.

Для наглядности рассмотрим некоторые пункты рядового договора одного из отечественных автосалонов. «Гарантия распространяется на транспортные средства, техническое обслуживание и ремонт которых в течение гарантийного периода, установленного в соответствии с настоящим Положением, осуществляются в сервисе Гаранта.»

Этот пункт противоречит Закону «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), а именно статье 16, пунктам 1 и 2. В данном случае, вас заставляют приобретать кроме автомобиля и услуги по ТО. Также продавец в свои гарантийные обязательства включает условия, которые никак не относятся к качеству товара. Поэтому
«Гарантия распространяется на все дефекты и неисправности узлов, агрегатов и отдельных деталей транспортного средства, нормальное функционирование которых невозможно по вине изготовителя транспортного средства.»
Таким простым пунктом продавец существенно сужает свои гарантийные обязательства, что является нарушением пункта 2 статьи 476 ГК РФ и 6 пункта 18 статьи ЗоЗПП. Данные нормативные документы устанавливают, что гарантия в обязательном порядке распространяется на все дефекты, которые возникли после того, как продавец передал товар потребителю, кроме случаев: «нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара; действия третьих лиц; действие непреодолимой силы».

АВТОВЛАДЕЛЕЦ САМ РЕШАЕТ ГДЕ ПРОЙТИ ТО НА СВОЕМ АВТОМОБИЛЕ

К пунктам, которые не имеют под собой никаких юридических и технических оснований, ограничивают права потребителя (лишают его самостоятельного выбора места где пройти ТО на автомобиле) и вызваны только желанием дилера максимально заработать на вас, можно добавить и такие требования как:
  • приобретать расходники только у дилера;
  • приобретать запасные части для ремонта только у дилера;
  • платная диагностика у дилера;
  • возможность пройти ТО только на сервисе дилера;
  • запрет установки на автомобиль каких либо деталей, доп. оборудования, аксессуаров и т.п.
Что бы доказать это, вам необходимо просто напомнить дилеру о пункте 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» или статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. В большинстве случаев дилер прекрасно осведомлен о не законности его требований и о вашем праве пройти ТО в любом сертифицированном сервисе. Все пункты подобных договоров рассчитаны вовсе не на защиту прав дилера, а на то что клиент не будет «заморачиваться», а регулярно приносить дополнительный доход дилеру и его сервисному центру.


Кроме того что такое поведение дилеров не соответствует морально-этическим нормам, но еще является и наказуемым действием. Ведь наличие в договоре пунктов которые ущемляют права потребителя, согласно части 2 статьи 14,8 Кодекса РФ об АП, влечет за собой штраф в размере от десяти до двадцати тысяч рублей. Для этого вам всего лишь надо обратится в территориальное представительство Роспотребнадзора, прикрепив к заявлению копию договора.

Если договор буквально пестрит незаконными требованиями, то в таком случае впору задуматься о добросовестности дилера. И стоит ли с ним вообще начинать сотрудничество.

ДИЛЕРЫ О ВАШЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЙТИ ТО САМОСТОЯТЕЛЬНО


Что бы не сложилось впечатление, что данный материал носит односторонний подход к проблеме, приведем цитаты с ответов двух официальных дилеров серьезных компаний, которых нельзя упрекнуть в незнании законов.

Официальный дилер Mitsubishi "Рольф Центр", директор Александр Смирнов: «….Мы (Рольф) не можем диктовать вам, где и как вам ставить дополнительное оборудование на свой автомобиль. Это ваше право. Мы можем только рекомендовать вам ставить его на наших дилерских центрах…. После самостоятельной установки оборудования автомобиль не будет снят с гарантии автоматически , но если мы докажем, что неисправность автомобиля была вызвана некорректной установкой и покажем это владельцу, только тогда конкретная гарантийная причина может быть нами опротестована…»

А вот ответ от ООО «Тойота Мотор», конечно сперва в ответе идет рассказ о том как хорошо если пройти ТО в центрах официальных дилеров, но все же потом идут слова: « Однако Владелец имеет право проводить обслуживание своего автомобиля там, где он сочтет нужным.». Дальше снова о том, что дилер имеет право отказать в гарантийном ремонте если докажет, что поломка вызвана некорректно проведенным ремонтом сторонней организацией.


Конечно дилер может вас лишить своей акционной, специальной или фирменной гарантии. Но он никак не сможет лишить вас гарантии, которая предусмотрена Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации, действующую на протяжении двух лет с момента приобретения автомобиля. Даже если в договоре нет ни единого слова о предоставлении гарантии. Кроме этого автосалон обязан, в любом случае, принять автомобиль по гарантии. Если же он лишает вас гарантии, то обращайтесь в ТУ Роспотребнадзора. Его специалисты внимательно рассматривают каждый конкретный случай.
Если вам предстоит общение с представителями автосалона на тему установки разного рода дополнительного оборудования, то вам лучше подготовиться к этому процессу:
  1. Не поленитесь уточнить цены на планируемые работы и оборудование в нескольких местах продажи и установки. Конечно, дилер может предлагать вам эксклюзивную модель какой-то системы. Но обычно это лишь маркетинговый ход и она отличается от доступной лишь цветом или совершенно бесполезной функцией.
  2. Запомните, что установка дополнительного оборудования, это очень существенная статья дохода автосалона (сервиса) и терять свои деньги они так просто не будут. Будьте готовы к «серьезному прессу» со стороны менеджеров, даже на установку того, что вы и не планировали.
  3. Вам будут озвучиваться общепринятые постулаты о снятии с гарантии и о суперкачестве работ и оборудования. Но это скорее миф, чем реальность. Ведь если у вас имеется сервис которому вы доверяете, так как он проверен годами и имеет прекрасные отзывы, то шансов на качественную работу в нем намного больше, а цена значительно ниже.
  4. Также немаловажно знать, что менеджеры проходят специальные тренинги по психологи и неплохо этим владеют. Поэтому будьте готовы к «рассказам из жизни» с очень печальным финалом.
  5. Если вы устояли и уехали с автосалона не увешавшись дополнительным оборудованиям, то, как показывает практика, при следующем ТО вас уже не будут донимать. Ведь даже простое ТО для официального дилера уже дополнительная прибыль. Тем более что замена и детали по гарантии оплачивается производителем.
  6. Если же вы покупаете автомобиль в кредит, то здесь еще больше давления на вас. В особенности если кредит оформляете в салоне дилера. Вы столкнетесь буквально с целой группировкой. Представитель банка говорит, что кредит не возможен без страховки. Страховку не выдадут пока автомобиль не оборудуют сигнализацией, причем, это надо сделать прямо в салоне и до момента, когда будете забирать автомобиль. Вам всего лишь надо позвонить в банк, представительство которого находится в автосалоне. И окажется, что вы можете сигнализацию установит и за пределами автосалона
  7. И последнее. В любой ситуации, не портьте себе нервы разборками и криками. Обычно для того, что бы снять все вопросы на эту тему, достаточно попросить у автосалона письменный отказ от поддержки гарантии. Все успокаиваются, ведь тут и до лишения звания официальный дилер всего ничего остается.
И на последок. Законы РФ и судебная практика гарантирует автовладельцу, который приобрел автомобиль с производственными дефектами, рассчитывать не только на дилерскую гарантию, но и на компенсацию. Не взирая на то, обслуживался автомобиль в авторизированном центре или в обычном, конечно, сертифицированном техцентре.